Актуальные новости

    Распечатать

Конференция «Коммерсантъ»: потребность бизнеса в правовых гарантиях нотариата растет в контексте цифровизации

Компетенции и сервисы «электронного нотариата» фактически стали неотъемлемым элементом корпоративных правоотношений в России, на деле обеспечивая их стабильность. В эпоху глобального перехода на «цифровые рельсы» в экономике, правовой и гражданской сферах вопросы защиты и управления бизнесом приобретают особую актуальность. Законодательство, призванное обеспечить регулирование правоотношений в новых электронных форматах, только формируется. При этом игроки корпоративной сферы не могут ждать и нуждаются в эффективных регулирующих и защитных инструментах, учитывающих цифровые реалии, уже сейчас. Как изменились потребности бизнеса с учетом цифровизации, какие регулятивные механизмы предлагает законодатель, — обсуждалось в рамках онлайн-конференции «Цифровые технологии в бизнесе: правовое регулирование и защита инноваций», организованной ИД «Коммерсантъ» 23 октября. Возможности нотариата в части обеспечения гарантии правовой защиты юридических лиц, безусловно, стали одним из важных пунктов повестки дня мероприятия.

Конференции ИД «Коммерсантъ» давно заслужили статус авторитетных экспертных площадок с качественно высоким уровнем анализа заявленных тем. И в этот раз, в теперь уже онлайн-формате, организаторам также удалось сохранить планку на высоком уровне. Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик представил подробный доклад «Роль и функции нотариата в вопросах применения и защиты цифровых технологий». Руководитель нотариата отметил новшества в совершении нотариальных действий, а также цифровые сервисы нотариата, которыми уже пользуется бизнес. При этом главный акцент спикера был сделан на перспективах развития нотариата с учетом реальной потребности в обеспечении стабильности цифровых форматов правоотношений, а также ожидаемых в скором времени новых нотариальных действиях и сервисах нотариуса. Потребность участников оборота в нотариальных гарантиях возрастает с развитием новых технологий.

«Цифровая экономика — это будущее, которое безусловно, заключает в себе множество преимуществ и новых возможностей. Однако вместе с тем электронные технологии несут и большие риски», — заявил в рамках своего выступления председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Именно поэтому столь важно при стремлении к ускоренному развитию и внедрению цифровых технологий исходить, прежде всего, из приоритетов прав граждан и бизнеса.

Практика уже неоднократно показала несостоятельность тезиса о том, что электронные технологии сами по себе могут гарантировать участникам гражданского оборота безопасность и равную правовую защиту. Как оказалось, IT-технологии, напротив, могут быть опасным орудием в руках мошенников, заметно повышая эффективность реализации различных преступных схем и снижая шансы на их пресечение. Более того, цифровая среда и связанное с ней упрощение и ускорение всех процедур сами собой порождают большое число рисков для участников правоотношений. Это особенно опасно, когда речь идет о принятии весомых юридических решений, сопровождающихся финансовыми и имущественными рисками. Компьютер не способен проверить реальную волю участников договора, убедиться в осознанности и добровольности их действий. Упрощенный порядок и фактически моментальное принятие решения в цифровых условиях повышают уязвимость не только граждан, но и даже более подготовленных участников корпоративной сферы. «Здесь уязвимым становится, в первую очередь, малый и средний бизнес, а также индивидуальные предприниматели, не располагающие должными ресурсами для обеспечения своей защиты в новых условиях», — отметил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

При этом, по мнению профессора МГИМО, генерального директора АНО «Платформа по работе с обращениями предпринимателей» Элины Сидоренко, пока нет четкого понимания, кто возьмет на себя ответственность за правовую безопасность и стабильность оборота в формирующейся цифровой среде. Более того, обеспечение сохранности персональных данных, правовой защиты граждан и имущества от мошенничества является обязательным условием при внедрении онлайн-технологий в столь рискованном сегменте как та же сфера оборота недвижимости, — отметил вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям ГК «ПИК» Дмитрий Тимофеев.

По мнению экспертов из самых разных сфер, гарантии безопасности цифровой среды и защиты прав ее участников может обеспечить нотариат. Для этого у нотариусов есть необходимые полномочия, подтвержденная квалификация и опыт, высочайший уровень ответственности, а также развитая цифровая инфраструктура. Отсюда вытекают сразу несколько концептуальных идей по активному вовлечению нотариата в регулирование цифровых правоотношений — например, закрепление за нотариусом статуса доверенной стороны при заключении смарт-контрактов. Без нотариуса, который гарантирует аутентичность и законность первичного документа, на основе которого возникает право, вряд ли получится говорить и о безопасности технологии блокчейн. Принципиальное значение роль нотариуса и нотариального удостоверения сделок играет и в контексте широко обсуждаемой сегодня инициативы о введении принципа бесповоротности записей ЕГРН.

При этом непосредственно для участников корпоративной сферы не менее важна потребность в удобном сервисе, а также условиях для защищенных юридически значимых действий с учетом требований быстроты и доступности совершения операций. Логичным следствием такого запроса становится обращение к нотариусу, который на сегодняшний день обладает целым комплексом надежных правовых инструментов, которые призваны обеспечить безопасность и комфорт, в том числе, в рамках цифровых форматов гражданского оборота.

Налаженный электронный документооборот с широким перечнем ведомств, в том числе с налоговыми органами, дает клиентам нотариальных контор уникальные преимущества в плане скорости и комфорта решения любых правовых вопросов. Оперативно получить достоверные сведения, направить в регистрирующий орган готовые документы, а также обеспечить надежное централизованное хранение данных обо всех совершенных в стране нотариальных действиях нотариату позволяет его Единая информационная система. Как пояснил Константин Корсик, «именно на ее базе строится масштабная электронная инфраструктура нотариата, закрепившая за нашим институтом статус локомотива цифровизации в правовой сфере».

Вот уже несколько лет ЕИС служит надежной основой для целого ряда публичных реестров, в которых фиксируются принципиально значимые с юридической точки зрения сведения. В частности, Реестр уведомлений о залоге движимого имущества не только обеспечивает стабильность и законность оборота заложенного имущества, определение старшинства залога, но и, в частности, позволил повысить позиции России в рейтинге Дуинг Бизнес.

Особую роль нотариат сегодня играет и в части распространения и применения юридически значимых документов в цифровом формате. Имеющиеся у нотариусов усиленные квалифицированные электронные подписи значительно упрощают процесс создания и дальнейшего использования документов в цифре. Нотариусы наделены полномочиями не только переводить бумажный документ в электронный формат с сохранением юридической силы, но и сразу создавать цифровые нотариальные акты. Так, электронные нотариальные доверенности уже стали приниматься столичными отделениями ПАО «Сбербанк», что не только экономит время и трудозатраты доверителей, но и помогает устранить риски фальсификации доверенностей и их незаконного использования.

«Нотариусы должны быть задействованы в верификации документов на цифровой основе», — отметил депутат Госдумы Анатолий Аксаков. По мнению депутата Госдумы, имеющийся опыт и большой цифровой потенциал нотариата может быть использован и для решения вопроса с централизованным цифровым архивом документов.

На сегодняшний день рассматривается и ряд других инициатив, где цифровым возможностям нотариата отводится особая роль. Так, на рассмотрении Госдумы уже находится законопроект, предполагающий дополнение реестра отмененных доверенностей сведениями об отмене доверенностей в электронном формате. Помимо этого, потенциал нотариусов предлагается применять для обеспечения юридически значимой видеоконференцсвязи и ее фиксации в неизменном виде. Кроме того, рассматривается идея закрепления за ФНП статуса оператора очередного публичного электронного реестра — реестра юридически значимых сообщений физических лиц.

Целый блок обсуждаемых сегодня инициатив направлен и на расширение сферы применения новых форматов совершения нотариальных действий — дистанционного и удаленного, которые станут применяться на практике уже в конце этого года. «В частности, принцип „дистанционного“ удостоверения сделки с привлечением сразу нескольких нотариусов может быть успешно применен для фиксации результатов собраний корпоративных коллегиальных органов юрлиц», — рассказал глава ФНП.

С учетом того, что спрос на электронные инструменты нотариата постоянно возрастает, заявленные инициативы имеют все шансы стать востребованными у российских граждан и представителей бизнеса. Как отметил Константин Корсик, только за период пандемии доля обращений за нотариальными действиями с цифровой составляющей выросла в среднем на 20-30%.

Кроме того, в рамках дискуссии был разобран вопрос защиты нематериальных активов и интеллектуальной собственности — об этом в деталях рассказала заместитель генерального директора «Национального реестра интеллектуальной собственности» Валерия Брусникина. Также спикером конференции на тему внешних цифровых решений для бизнеса стал директор по развитию бизнес-сервисов корпоративных коммуникаций платформы «Mail.ru для бизнеса» Алексей Печенин.

Другие материалы по теме

Право на землю: советы экспертов нотариата по дачным вопросам

Цифровой сервис по розыску наследства облегчит жизнь еще большему числу россиян

Правовые гарантии и комфорт: в России удостоверена первая дистанционная сделка

  • Информация о проведении квалификационного экзамен

    Управление Министерства юстиции Российской Федерации
    по Республике Ингушетия

    28.07.2021

    Дата проведения квалификационного экзамена - 18 октября 2021 года с 10.00 часов по адресу: Республика Ингушетия, г. Магас, пр-кт им. И. Зязикова, 28а (в помещении Нотариальной Палаты Республики Ингушетия).

    Срок приема документов для сдачи квалификационного экзамена - с 2 августа по 12 августа 2021 года (включительно).

    Время приема документов - ежедневно с 09.00 до 13.00 часов и с 14.00: до 18.00 часов, кроме субботы и воскресенья.

    Место приема документов: Республика Ингушетия, г. Назрань, пр-кт им. И. Базоркина, 16 а.

    Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов квалификационного экзамена.

    К сдаче квалификационного экзамена допускаются граждане Российской Федерации:

    • имеющие высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке;
    • прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в том числе ранее получившее лицензию на право нотариальной деятельности, прилагает к заявлению:                                         .

    1. Документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации;
    2. Документ о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

    1. Трудовой договор о прохождении стажировки;
    2. Копию заключения руководителя стажировки об итогах стажировки;
    3. Копию совместного решения территориального органа и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки (в случае сокращения срока стажировки в соответствии со статьей 19 Основ);
    4. Документ, удостоверяющий личность представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    5. Доверенность, подтверждающую полномочия представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    6. Выписку из протокола заседания апелляционной комиссии (в случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену).

    В случае повторной сдачи квалификационного экзамена лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в заявлении также указывает дату сдачи предыдущего квалификационного экзамена.

    Подлинники документов, указанных в 1-3 и 6-8 предъявляются во время подачи документов. В случае направления документов почтой подлинники указанных документов представляются лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в день проведения квалификационного экзамена до его начала.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, вместе с подлинниками документов может представить также их копии.

    Основаниями для отказа в допуске к квалификационному экзамену являются:

    1. Наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    2. Представление недостоверных сведений и (или) подложных документов;
    3. Представление неполного комплекта документов;
    4. Подача заявления лицом, не выдержавшим квалификационного экзамена, до истечения одного года после принятия решения квалификационной комиссии.

    Лицам, в отношении которых принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения
    решения направляется по почте (по запросу - выдается) выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, содержащая мотивированное решение квалификационной комиссии об отказе в допуске к квалификационному экзамену.

    Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в апелляционную комиссию лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии.

    В случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену, оно допускается квалификационной комиссией к ближайшему экзамену.

    Образец заявления о намерении сдать квалификационный экзамен, перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, Инструкция по проведению квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы размещены на сайте Управления Минюста Российской Федерации по Республике Ингушетия в разделе «Нотариат», подразделе «Экзамены».

Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2021
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2021
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2021
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2021
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2021

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.