Актуальные новости

Крокодил и пианино: что такое «морской протест» и при чем здесь нотариусы

Рабочие будни нотариуса не всегда проходят в привычных стенах нотариальной конторы. Порой нотариусам приходится работать даже на корабле, осматривая трюмы и проверяя целостность палубы. К чему — встретить нотариуса на корабле, и чем он может помочь капитану судна, рассказываем в этой статье.

В России ежегодно совершаются десятки миллионов нотариальных действий. Среди ключевых драйверов роста спроса: нотариальные действия с «цифровой» составляющей, удостоверение сделок и работа для корпоративной сферы. При этом в нотариальной практике есть редкие и необычные действия, которые тем не менее очень важны для определенной категории заявителей. Например — морской протест. Он востребован работниками морского и речного флота, профессиональный праздник которых отмечался в июле.

Морской протест — это заявление капитана судна о происшествии, которое случилось в период плавания или стоянки и может стать основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований. Оно подается в любых случаях, при которых так или иначе пострадало имущество — либо самого судовладельца, либо ему вверенное. Это может быть и авария, и шторм, и порча груза из-за неправильной загрузки или нарушения условий транспортировки.

Морской протест принимается нотариусом в целях обеспечения доказательств. Если происшествие произошло в российском порту, российский капитан обращается в нотариальную контору. За рубежом есть альтернатива — консульские учреждения. Моряки других государств также обращаются к российским нотариусам, реже — в дипломатические представительства.

Совершение морского протеста может потребовать специальных знаний и даже особой выдержки. Так, например, нотариус Людмила Русакова, самый опытный «протестный» специалист от нотариата в Санкт-Петербурге, прошла курсы капитанов, чтобы лучше разбираться в специфике этой темы. По словам нотариуса, в ее практике встречаются разнообразные случаи.

«Однажды грузовое судно шло по Неве вечером. По пути встретилось прогулочное судно с рестораном на борту, — рассказывает Людмила Русакова. — На прогулочном судне на палубе стояло пианино. Была допущена небрежность в управлении, чиркнулись бортами. И пианино уехало на палубу другого судна. Такой был морской протест, а что — борта помяты, имущество пострадало».

Еще одна история связана с экзотическим животным. Нотариусу позвонил капитан судна, в трюме которого в Петербург доставили крокодила, и пожаловался, что тот «не шевелится». Обычно нотариус составляет акт о морском протест на основании заявления и опроса капитана судна, данных судового журнала, беседы с другими членами экипажа, если это необходимо. Однако в данном случае Людмила Русакова отправилась на борт.

«Открывают трюмы, а крокодил лежит кверху брюхом. Думаю, что же делать: морской протест или нет? С одной стороны, крокодил — живая тварь. С другой, как ни крути — это груз. Причём, явно пострадавший. Вдруг, на мое счастье, этот крокодил бездыханный перевернулся! Морской протест отменился», — поделилась нотариус.
Цель морского протеста — обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно причин и обстоятельств происшествия, в том числе информацию об ущербе. Также заявление должно содержать описание мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

Информация

Всероссийский День правовой помощи детям

Информация

Льготы для лиц призванных на военную службу и их наследников в связи с объявлением частичной мобилизации в Российской Федерации