Актуальные новости

    Распечатать

Наследство «в один клик»: нотариат реализует новые электронные сервисы для «цифровой экономики»

На портале Госуслуги продолжают появляться новые прототипы суперсервисов, которые должны в будущем облегчить жизнь граждан, минимизировать походы по различным инстанциям и оформление различных бумаг. Один из важнейших сервисов, который будет реализован при помощи нотариата — «Утрата близкого человека», в рамках которого будут действовать такие проекты как «Запись к нотариусу», «Получение наследства» и т.д. Предполагается, что в числе прочего, через данные ресурсы граждане смогут быстро и комфортно решать вопросы, связанные с оформлением наследства.

Так, уже в ближайшее время в Москве совместно со Сбербанком в тестовом режиме начнется отработка одного из этапов суперсервиса — «Получение наследства», который, в том числе, позволит наследнику без посещения кредитной организации получить на свой счет денежные средства со счетов наследодателя в банке, входящие в состав наследства. Сейчас для получения таких средств требуется лично посетить банк, имея на руках свидетельство о праве на наследство, заполнить необходимые документы, потратить время на операционное обслуживание, и лишь после этого гражданину на счет поступят денежные средства. Как видим, мероприятие достаточно затратное по времени, а в некоторых случаях и с финансовой точки зрения. Например, в случае, когда банк, в котором наследодатель держал свои счета, находится в другом городе.

С реализацией в полном объеме тестируемого сейчас проекта необходимость в личном посещении кредитных организаций отпадет. Сейчас эта технология будет отрабатываться на московских отделениях Сбербанка. По заявлению наследника нотариус, выдавший свидетельство о праве на наследство, формирует и направляет в электронном виде в банк через Единую информационную систему нотариата удостоверенный им пакет документ для выплаты наследнику причитающихся ему денежных средств. Сотрудник банка проверит комплект поступивших документов и произведет выплату наследства по счетам и вкладам.

В перспективе для того, чтобы минимизировать бумажный документооборот и использовать все ресурсы цифровых технологий нотариата, данную процедуру планируется осуществлять полностью в электронном виде. Предполагается, что все необходимые документы будут сразу оформляться в электронном виде, подписываться простой электронной подписью гражданина (по сути — это простая личная роспись на специальном планшете нотариуса) и удостоверяться усиленной электронной подписью нотариуса.

«Развитие „электронного нотариата“ позволяет нам создавать новые сервисы и нотариальные действия, чтобы в формате цифрового взаимодействия с гражданами и организациями предоставлять людям новые, комфортные и надежные способы реализации своих прав. Создание сервиса по получению наследства без визита является еще одним этапом развития концепции, в которой нотариат в условиях „цифровой трансформации“ является тем институтом, который не только гарантирует гражданам защиту их прав, но и обеспечивает новую, качественно более высокую степень удобства и быстроты совершения юридически значимых действий», — отметил президент ФНП Константин Корсик.

Директор дивизиона «Государственные продукты и сервисы» Сбербанка Дмитрий Огуряев также отметил, что выплата денежных средств со счетов наследодателя без личного визита в банк значительно освободит граждан от ненужных времязатрат, связанных операционным обслуживанием. В среднем, в отделения Сбербанка обращаются около 600 тысяч наследников и каждый из них тратит на данную процедуру более 1 часа.

«Запись к нотариусу» — еще один пилотный проект в рамках суперсервиса «Утрата близкого человека», призванный облегчить жизнь граждан при решении наследственных вопросов. Ожидается, что через портал Госуслуг наследники смогут записаться на прием к любому близлежащему нотариусу в рамках того территориального округа, где открыто наследственное дело (либо предстоит открытие). В случае, если наследник проживает в одном регионе, а наследственное дело должно открываться в другом, также предусмотрена возможность совершить необходимое для этого действие, упрощающее жизнь людям. Так, например, если наследник проживает в Москве, а наследодатель проживал во Владивостоке, отпадает необходимость затратных поездок на другой конец страны. Достаточно обратиться в ближайшую нотариальную контору Москвы, где нотариус засвидетельствует подлинность подписи наследника на заявлении об открытии наследства и по защищенным каналам связи передаст его нотариусу, находящемуся во Владивостоке для открытия наследственного дела. Такой же принцип работает в случае, когда наследственное дело уже открыто и находится у нотариуса в другом регионе.

Важно, что базой для реализации данных инициатив выступит Единая информационная система нотариата, которая обеспечивает надежность и удобство совершения нотариальных действий, сохранение нотариальной тайны, а также гарантирует полную достоверность сведений реестров, как нотариальных, так и государственных. Уже сегодня цифровые технологии нотариата позволяют говорить о быстром и комфортном процессе оформления наследства. Благодаря действующим сегодня электронным реестрам наследственных дел и завещаний, функционирующим на базе Единой информационной системы нотариата, значительно упростилась процедура поиска всей необходимой информации о наследстве и проверки факта составления завещания. Электронные технологии позволили снизить риски реализации мошеннических схем с поддельными и уже недействительными завещаниями. Налажена и система взаимодействия при обнаружении наследуемого имущества, ограниченного в обороте: оружия, драгоценных металлов. Нотариус отсекает случаи незаконного владения, например, самовольно возведенными строениями.

Другие материалы по теме

Эксперты нотариата о новых конструкциях наследования на конференции Право.ру

Как передать наследство в нужные руки, объясняют нотариусы

Вклад по наследству: как защитить деньги с помощью нотариуса

  • Информация о проведении квалификационного экзамен

    Управление Министерства юстиции Российской Федерации
    по Республике Ингушетия

    28.07.2021

    Дата проведения квалификационного экзамена - 18 октября 2021 года с 10.00 часов по адресу: Республика Ингушетия, г. Магас, пр-кт им. И. Зязикова, 28а (в помещении Нотариальной Палаты Республики Ингушетия).

    Срок приема документов для сдачи квалификационного экзамена - с 2 августа по 12 августа 2021 года (включительно).

    Время приема документов - ежедневно с 09.00 до 13.00 часов и с 14.00: до 18.00 часов, кроме субботы и воскресенья.

    Место приема документов: Республика Ингушетия, г. Назрань, пр-кт им. И. Базоркина, 16 а.

    Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов квалификационного экзамена.

    К сдаче квалификационного экзамена допускаются граждане Российской Федерации:

    • имеющие высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке;
    • прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в том числе ранее получившее лицензию на право нотариальной деятельности, прилагает к заявлению:                                         .

    1. Документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации;
    2. Документ о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

    1. Трудовой договор о прохождении стажировки;
    2. Копию заключения руководителя стажировки об итогах стажировки;
    3. Копию совместного решения территориального органа и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки (в случае сокращения срока стажировки в соответствии со статьей 19 Основ);
    4. Документ, удостоверяющий личность представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    5. Доверенность, подтверждающую полномочия представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    6. Выписку из протокола заседания апелляционной комиссии (в случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену).

    В случае повторной сдачи квалификационного экзамена лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в заявлении также указывает дату сдачи предыдущего квалификационного экзамена.

    Подлинники документов, указанных в 1-3 и 6-8 предъявляются во время подачи документов. В случае направления документов почтой подлинники указанных документов представляются лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в день проведения квалификационного экзамена до его начала.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, вместе с подлинниками документов может представить также их копии.

    Основаниями для отказа в допуске к квалификационному экзамену являются:

    1. Наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    2. Представление недостоверных сведений и (или) подложных документов;
    3. Представление неполного комплекта документов;
    4. Подача заявления лицом, не выдержавшим квалификационного экзамена, до истечения одного года после принятия решения квалификационной комиссии.

    Лицам, в отношении которых принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения
    решения направляется по почте (по запросу - выдается) выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, содержащая мотивированное решение квалификационной комиссии об отказе в допуске к квалификационному экзамену.

    Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в апелляционную комиссию лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии.

    В случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену, оно допускается квалификационной комиссией к ближайшему экзамену.

    Образец заявления о намерении сдать квалификационный экзамен, перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, Инструкция по проведению квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы размещены на сайте Управления Минюста Российской Федерации по Республике Ингушетия в разделе «Нотариат», подразделе «Экзамены».

Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2021
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2021
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2021
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2021
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.