Актуальные новости

    Распечатать

Нотариат готов создать новый юридически значимый ресурс — реестр недееспособных лиц

Нотариату могут поручить вести еще один социально значимый реестр. В Госдуму внесен законопроект, который призван защитить права и законные интересы участников правоотношений, где в качестве одной из сторон выступает недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин.

Речь идет о создании реестра недееспособных лиц в рамках Единой информационной системы нотариата. Такой реестр призван стать единой централизованной базой данных с гарантированно достоверными и актуальными сведениями о фактах признания тех или иных граждан недееспособными или ограниченно дееспособными.

Напомним, что на данный момент судебное решение о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным фиксируется в ЕГРН в качестве дополнительных сведений о правообладателе того или иного объекта недвижимого имущества. Однако, как показывает практика, действующий механизм учета таких данных является недостаточно эффективным.

Прежде всего, доступ к таким сведениям имеет ограниченный круг лиц. То есть, например, рядовой гражданин, участвующий в сделке купли-продажи недвижимости, может убедиться в дееспособности второй стороны договора только через нотариуса. Если же сделка совершается в простой письменной форме, то факт дееспособности остается непроверенным. Кроме того, поиск информации в ЕГРН о дееспособности того или иного лица ведется относительно объекта права (например, квартиры), а не субъекта — самого человека. Получается, что если у недееспособного гражданина на момент внесения информации о нем в базу данных нет в собственности недвижимости, сведения об особенностях его психического здоровья вообще нигде не фиксируются. Кроме того, в ЕГРН не вносится важная с правовой точки зрения информация об опекунах и попечителях.

Потребность в оперативном установлении факта дееспособности того или иного лица возникает при решении целого ряда вопросов — от способности лица самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки до возможности призвать его к ответственности за причиненный вред. С необходимостью проверить гражданина на предмет дееспособности регулярно сталкиваются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии, органы управления государственных внебюджетных фондов, адвокаты и, конечно, нотариусы. Законопроект должен решить все эти проблемы путем создания специализированного реестра недееспособных лиц.

Оператором предполагаемого реестра должна стать Федеральная нотариальная палата. Помимо того, что нотариусы в силу своих законных полномочий будут выступать ключевыми пользователями реестра, именно у нотариата есть большой и успешный опыт ведения реестров, содержащих юридически значимую информацию, в рамках Единой информационной системы нотариата (ЕИС).

Яркий пример — созданный ФНП реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который успешно действует уже более пяти лет. За это время этот цифровой реестр стал востребованным инструментом обеспечения прав участников залоговых отношений — причем как граждан, так и юридических лиц. Ежегодно возможностью бесплатно проверить кредитную чистоту движимого имущества на интернет-портале ФНП пользуются миллионы россиян, что в том числе позволяет предотвращать умышленное сокрытие факта залога и дальнейшие махинации на его основе.

Кроме того, нотариат выступает полноправным партнером электронного правительства в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В этом ключе ЕИС нотариата также является надежным поставщиком юридически важных сведений для государственных и муниципальных органов.

Что немаловажно, имеющийся у ФНП опыт создания и ведения публичных реестров позволит осуществить разработку, внедрение и дальнейшее ведение реестра недееспособных или ограниченно дееспособных лиц с соблюдением требований законодательства в области персональных данных и защиты информации. Еще один очевидный плюс для государства, — наделение ФНП функциями оператора такого реестра не повлечет каких-либо расходов бюджетных средств. Создание и ведение реестра недееспособных лиц, как и всех остальных реестров нотариата, будет осуществляться только за счет средств Федеральной нотариальной палаты.

«Создание реестра недееспособных лиц — крайне полезная инициатива, направленная на повышение безопасности и стабильности гражданского оборота. Нотариат уже не раз доказал, что способен самостоятельно создавать эффективные механизмы регистрации юридически значимых сведений, роль которых многократно возрастает в условиях цифровой экономики, и Единая информационная система нотариата обеспечивает надежную базу для работы таких реестров», — отмечает глава Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Пренебрежение проверкой факта дееспособности гражданина, решившего совершить юридически значимое действие, приводит к правовым конфликтам и необходимости решать их в судебном порядке. Наиболее очевидно это прослеживается на примере совершения сделок. Например, если контрагент не знал о недееспособности лица, такая сделка может быть признана ничтожной со всеми вытекающими последствиями. С проблемами в рамках заключения сделки может столкнуться и сам недееспособный гражданин, поскольку в силу заболевания он не способен осознавать характер сделки, оценивать выгодность или невыгодность ее условий, сопоставлять реальные последствия сделки со своими личными ожиданиями и т.д. Такими психическими особенностями человека могут воспользоваться недобросовестные лица, выступающие в качестве контрагентов по сделке. Все это влечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан и негативно сказывается на стабильности гражданского оборота.

Кроме того, неполнота информации о дееспособности одной из сторон договора приводит к тому, что совершенные сделки и иные юридически значимые действия находятся под угрозой признания их недействительными, что в свою очередь приводит к правовым конфликтам и дополнительной нагрузке на суды.

При этом именно нотариус является единственным профессиональным участником гражданского оборота, на которого законом возложена обязанность по проверке дееспособности сторон сделки. Дееспособность гражданина выясняется нотариусом, исходя из его возраста, а также из способности гражданина понимать значение своих действий и руководить ими. Наряду с проверкой документов и запросами в государственные реестры нотариус самостоятельно оценивает поведение лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, путем визуальной оценки, проведения беседы, постановки уточняющих вопросов и т.д.

Добавим, что с точки зрения закона недееспособным судом может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. В свою очередь, статус «ограниченно дееспособный» может получить человек, который, к примеру, злоупотребляет спиртным или наркотиками, и тем самым ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

При этом как ограниченно дееспособные, так и недееспособные граждане сохраняют за собой так называемую правоспособность. То есть они, как и другие люди, могут владеть имуществом на праве собственности, наследовать и завещать его, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, избирать место жительства, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Единственное отличие здесь заключается в том, что любые юридически значимые действия от имени недееспособного лица совершает опекун. А над ограниченно дееспособным гражданином устанавливается попечительство, и в силу закона ему запрещается совершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых, без согласия такого попечителя.

  • Информация о проведении квалификационного экзамен

    Управление Министерства юстиции Российской Федерации
    по Республике Ингушетия

    28.07.2021

    Дата проведения квалификационного экзамена - 18 октября 2021 года с 10.00 часов по адресу: Республика Ингушетия, г. Магас, пр-кт им. И. Зязикова, 28а (в помещении Нотариальной Палаты Республики Ингушетия).

    Срок приема документов для сдачи квалификационного экзамена - с 2 августа по 12 августа 2021 года (включительно).

    Время приема документов - ежедневно с 09.00 до 13.00 часов и с 14.00: до 18.00 часов, кроме субботы и воскресенья.

    Место приема документов: Республика Ингушетия, г. Назрань, пр-кт им. И. Базоркина, 16 а.

    Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов квалификационного экзамена.

    К сдаче квалификационного экзамена допускаются граждане Российской Федерации:

    • имеющие высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке;
    • прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в том числе ранее получившее лицензию на право нотариальной деятельности, прилагает к заявлению:                                         .

    1. Документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации;
    2. Документ о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

    1. Трудовой договор о прохождении стажировки;
    2. Копию заключения руководителя стажировки об итогах стажировки;
    3. Копию совместного решения территориального органа и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки (в случае сокращения срока стажировки в соответствии со статьей 19 Основ);
    4. Документ, удостоверяющий личность представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    5. Доверенность, подтверждающую полномочия представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    6. Выписку из протокола заседания апелляционной комиссии (в случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену).

    В случае повторной сдачи квалификационного экзамена лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в заявлении также указывает дату сдачи предыдущего квалификационного экзамена.

    Подлинники документов, указанных в 1-3 и 6-8 предъявляются во время подачи документов. В случае направления документов почтой подлинники указанных документов представляются лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в день проведения квалификационного экзамена до его начала.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, вместе с подлинниками документов может представить также их копии.

    Основаниями для отказа в допуске к квалификационному экзамену являются:

    1. Наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    2. Представление недостоверных сведений и (или) подложных документов;
    3. Представление неполного комплекта документов;
    4. Подача заявления лицом, не выдержавшим квалификационного экзамена, до истечения одного года после принятия решения квалификационной комиссии.

    Лицам, в отношении которых принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения
    решения направляется по почте (по запросу - выдается) выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, содержащая мотивированное решение квалификационной комиссии об отказе в допуске к квалификационному экзамену.

    Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в апелляционную комиссию лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии.

    В случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену, оно допускается квалификационной комиссией к ближайшему экзамену.

    Образец заявления о намерении сдать квалификационный экзамен, перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, Инструкция по проведению квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы размещены на сайте Управления Минюста Российской Федерации по Республике Ингушетия в разделе «Нотариат», подразделе «Экзамены».

Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2021
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2021
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2021
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2021
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.