Актуальные новости

    Распечатать

Основам законодательства РФ о нотариате исполнилось 25 лет

11 февраля 1993 года Верховный совет Российской Федерации принял «Основы законодательства РФ о нотариате» — закон, который определил развитие нотариата в нашей стране в качестве эффективного и прогрессивного правового института, призванного обеспечить стабильность гражданского оборота, действенную защиту прав граждан и законных интересов собственника. 

Положения этого закона позволили развиваться в нашей стране нотариату т.н. «латинского типа» — независимому и объективному институту, который действует от имени государства, но на небюджетной основе, гарантируя достоверность удостоверенных актов, тем самым — сведений государственных реестров. Как показала практика, именно полноценное развитие нотариата в России позволило впоследствии серьезным образом обеспечить законность во многих проблемных сферах правоотношений — от решений проблем рейдерства до защиты прав и законных интересов участников сделок с недвижимым имуществом.

В период глубинных преобразований начала 90-х годов, когда менялась социально-экономическая формация государства, столь быстрый и в то же время продуманный и своевременный переход от модели государственного нотариата к небюджетному нотариату оказался очень удачным. Как отмечает Геннадий Черемных, один из авторов закона, «Основы Верховным Советом РФ были приняты, а во втором (основном) чтении единогласно — не было ни одного голоса „против“, ни одного воздержавшегося. Это был большой успех Министерства юстиции РФ, в стенах которого готовился проект, и положения которого сотрудники министерства сумели не только грамотно донести до общественности и депутатов, но и высокопрофессионально отстоять при обсуждении на парламентских слушаниях, заседаниях профильных комитетов, на пленарных заседаниях».

Работа авторов положений закона, как сейчас, спустя десятилетия, можно отметить, была проведена на высшем уровне. За короткий исторический период был создан нотариат, обладающий всеми качествами публично-правового правозащитного и правоприменительного института, и время продемонстрировало верность выбора модели нотариата латинского типа, делегирования государством ему своих публично-правовых функций. Нотариат страны продемонстрировал способность органов самоуправления нотариальных палат к обеспечению надлежащей работы нотариусов, контроля во взаимодействии с органами юстиции за их деятельностью. Как пишет Геннадий Черемных, «с введением небюджетного нотариата без каких-либо затрат для государства создана система, когда все расходы по обеспечению нотариальной деятельности несет нотариус. Кроме того, что не менее важно, государство имеет открытый, доступный для контроля источник дохода в виде налоговых и иных отчислений нотариуса».

Переход на небюджетную модель работы нотариата происходил в стране хоть и не одномоментно, но достаточно быстро. Уже к 1995 году на нее перешли около 70% отечественных нотариусов. Сегодня в стране действуют почти 8 000 частнопрактикующих нотариусов и всего 6 государственных. Новый закон о нотариате установил и новые стандарты квалификации, ответственности и контроля в профессии. Здесь во многом был заимствован опыт стран континентальной Европы с уже развитой на тот момент системой латинского нотариата. 

Как действительно эффективный и продуманный закон, Основы и сегодня остаются живым, востребованным правовым актом, развиваясь вместе с требованиями времени. Недавние широкие реформы нотариата, когда нотариусы страны получили новые полномочия и смогли предложить обществу и гражданам новые, удобные, порой — фантастические по своей эффективности возможности, были обеспечены внесением изменений в Основы законодательства РФ о нотариате. Вместо первоначальных 109 Основы сегодня содержат 145 статей.

Именно небюджетный принцип работы нотариусов, заложенный Основами, позволил качественным образом поменять формат предоставления населению нотариальных услуг: без очередей, с максимальным уровнем комфорта и скорости обслуживания, с применением современных информационных технологий. Что удивительно, отдельные положения Основ 1993 года уже предусматривали возможность использования электронных технологий в работе нотариусов. В результате в 21 веке нотариат по собственной инициативе создал полномасштабную электронную инфраструктуру, повысившую безопасность и обеспечивающую сохранность юридически значимых сведений, скорость и качество совершения нотариальных действий. Единая информационная система нотариата стала основой для уникальных электронных публичных сервисов, которые позволяют удаленно и совершенно бесплатно проверить важные юридические сведения и подлинность целого ряда документов. 

«Нотариат исторически обеспечивал стабильность гражданского оборота, вносил законность и защиту прав граждан в те сферы, на которые распространялось нотариальное удостоверение сделок любого рода. И сегодня правовая защита наших граждан не может быть эффективной без нотариуса, наиболее доступного гражданам высококвалифицированного юриста, действующего от имени государства. Технологии будущего, какими бы они ни были, также будут нуждаться в институте, который обеспечит законность правовых отношений — нотариат готов к этому, опережающими темпами развивая прогрессивные инструменты в своей работе», ­­— отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. 

Отечественный нотариат продолжает активно развиваться и совершенствовать качество своей работы: 1 января произошел переход на электронную регистрацию сведений обо всех нотариальных действиях в Единой информационной системе нотариата. Расширился перечень ведомств, взаимодействующих с нотариусами в оперативном электронном формате: теперь среди них органы ЗАГС. Новый технологический уклад жизни общества, в котором доминируют электронные и цифровые технологии, по прежнему требует надежную правовую защиту гражданского оборота, и нотариат готов отвечать требованиям времени, опираясь на свой главный закон.

Другие материалы по теме

Новый российский нотариат: 25 лет на службе государству и обществу

Конференция "Российский нотариат: 25 лет на службе государству и обществу"

  • Информация о проведении квалификационного экзамен

    Управление Министерства юстиции Российской Федерации
    по Республике Ингушетия

    28.07.2021

    Дата проведения квалификационного экзамена - 18 октября 2021 года с 10.00 часов по адресу: Республика Ингушетия, г. Магас, пр-кт им. И. Зязикова, 28а (в помещении Нотариальной Палаты Республики Ингушетия).

    Срок приема документов для сдачи квалификационного экзамена - с 2 августа по 12 августа 2021 года (включительно).

    Время приема документов - ежедневно с 09.00 до 13.00 часов и с 14.00: до 18.00 часов, кроме субботы и воскресенья.

    Место приема документов: Республика Ингушетия, г. Назрань, пр-кт им. И. Базоркина, 16 а.

    Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов квалификационного экзамена.

    К сдаче квалификационного экзамена допускаются граждане Российской Федерации:

    • имеющие высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке;
    • прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в том числе ранее получившее лицензию на право нотариальной деятельности, прилагает к заявлению:                                         .

    1. Документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации;
    2. Документ о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

    1. Трудовой договор о прохождении стажировки;
    2. Копию заключения руководителя стажировки об итогах стажировки;
    3. Копию совместного решения территориального органа и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки (в случае сокращения срока стажировки в соответствии со статьей 19 Основ);
    4. Документ, удостоверяющий личность представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    5. Доверенность, подтверждающую полномочия представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    6. Выписку из протокола заседания апелляционной комиссии (в случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену).

    В случае повторной сдачи квалификационного экзамена лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в заявлении также указывает дату сдачи предыдущего квалификационного экзамена.

    Подлинники документов, указанных в 1-3 и 6-8 предъявляются во время подачи документов. В случае направления документов почтой подлинники указанных документов представляются лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в день проведения квалификационного экзамена до его начала.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, вместе с подлинниками документов может представить также их копии.

    Основаниями для отказа в допуске к квалификационному экзамену являются:

    1. Наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    2. Представление недостоверных сведений и (или) подложных документов;
    3. Представление неполного комплекта документов;
    4. Подача заявления лицом, не выдержавшим квалификационного экзамена, до истечения одного года после принятия решения квалификационной комиссии.

    Лицам, в отношении которых принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения
    решения направляется по почте (по запросу - выдается) выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, содержащая мотивированное решение квалификационной комиссии об отказе в допуске к квалификационному экзамену.

    Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в апелляционную комиссию лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии.

    В случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену, оно допускается квалификационной комиссией к ближайшему экзамену.

    Образец заявления о намерении сдать квалификационный экзамен, перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, Инструкция по проведению квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы размещены на сайте Управления Минюста Российской Федерации по Республике Ингушетия в разделе «Нотариат», подразделе «Экзамены».

Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2021
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2021
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2021
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2021
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.