Актуальные новости

    Распечатать

Развитие нотариата в регионах отражает общие позитивные тенденции

Задача обеспечения каждого гражданина доступом к квалифицированной юридической помощи, поставленная руководством Федеральной нотариальной палаты, сегодня решается совместными действиями ФНП и нотариальных палат субъектов РФ. Развитие нотариата страны, его новые компетенции и организационные полномочия дают возможность «на местах» более эффективно решать актуальные задачи. Эта тенденция особенно наглядно прослеживается в регионах, которые принято относить к «труднодоступным и малонаселенным», например — в Ямало-ненецком автономном округе, где недавно состоялось Собрание членов нотариальной палаты ЯНАО, приуроченное к 25-летию принятия Основ законодательства РФ о нотариате.

Такие непростые для жизни и работы человека районы, как местность у Полярного круга и за ним, вплоть до берегов Северного ледовитого океана, накладывают суровый отпечаток и на условия работы нотариусов. Малая плотность населения при огромной площади территорий, часто непроходимых — а юридическая помощь так же необходима нашим гражданам, как и многие другие виды необходимых услуг, она гарантируется им Конституцией, и поэтому нотариусам приходится облетать территории своих нотариальных округов на вертолете. Это затратное мероприятие, которое финансируется теперь за счет целевой программы ФНП. Естественно, что никакой нотариальный тариф никогда не сможет покрыть таких затрат. Более того, в силу такой специфики иной случаются и курьезы, и сложные задачи. Например летом, когда дети тружеников Севера массово направляются в южные регионы и за границу, где есть соответствующие лагеря, на отдых, необходимо массово удостоверять согласия родителей на выезд ребенка. Нотариус совершает вылет в отдаленный поселок, удостоверяет там согласия группы родителей, возвращается через несколько дней в свой город, и вдруг оттуда же следует новый вызов — необходимо вновь оформить согласия, так как сменили сотрудника, который должен бы сопровождать детей, и данные которого фигурируют в удостоверенных документах. Вновь нотариус вылетает в дальний поселок, а через несколько дней оттуда же вновь приходит просьба о помощи — новый сотрудник сломал ногу, и вновь необходимо переоформить согласия на выезд. И оставить детей без отдыха нельзя, и вновь нотариус собирается лететь. Учитывая, что все эти дни он тратит на удостоверение нескольких согласий, а не на совершение множества нотариальных действий, как его коллеги в центральных районах страны, ни о каком самофинансировании нотариальной деятельности речи идти не может. И только целевая помощь нотариальной палаты региона и Федеральной нотариальной палаты сегодня могут обеспечить доступ граждан, работающих в этих условиях на благо всей страны, к юридической помощи. Из курьезов, как это выглядит для обитателей мегаполисов, можно упомянуть необходимость учета стада оленей в несколько тысяч голов, когда оно входит в состав наследственной массы — никто не вел его учета, но для наследственного дела необходимо подсчитать все, до последней копейки и до последнего оленя.

И именно в силу специфики таких регионов здесь очень хорошо развиты и эффективно применяются нотариусами на практике технологии электронного нотариата. Например, удостоверение равнозначности электронного документа бумажному и наоборот очень востребовано, и бизнесом, который сегодня обеспечивает развитие этих регионов, и гражданами, прежде всего в силу огромных расстояний. И нотариусы реально сокращают расстояние и время, предоставляют очень нужный и комфортный сервис.

Развитие новых технологий нотариата демонстрирует, что действительно, сокращается объем архаичных действий, как, например, удостоверение копий — мир входит в новую эру, но именно в эпоху цифровых технологий роль нотариуса возрастает, и количество т.н. «интеллектуальных» нотариальных действий — удостоверение сделок и т.п., заметно растет. 

Решения, которые были приняты в Салехарде на своем собрании нотариусами северного региона, свидетельствуют как о высоком уровне организации правового института и его ответственной позиции, так и об укреплении организационных ресурсов нотариата на местах. Так, нотариальная палата ЯНАО намерена построить новое здание для размещения архивов — это одна из особо актуальных задач, стоящих сегодня перед нотариатом практически по всей стране. Значимость нотариального удостоверения в современном гражданском обороте, возрастающая роль нотариуса в обеспечении безопасности сделок, стабильности корпоративной сферы ведут к постоянному росту объемов архивов. То, что все нотариальные действия сегодня регистрируются в Единой информационной системе, не отменяет необходимости сохранять бумажные архивы, чтобы гарантировать достоверность реестров нотариата.

Нотариальная палата Ямало-ненецкого автономного округа насчитывает 42 нотариуса. На ежегодном Собрании, которое состоялось 3 марта 2018 года под руководством президента НП ЯНАО Сергея Хрущелева, присутствовали также начальник Управления Министерства юстиции РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу Елена Свириденко, начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу Вера Шеманина и специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу Татьяна Грабо. Со стороны Федеральной нотариальной палаты также принимали участие начальник юридического отдела ФНП Александр Сагин и директор Фонда развития правовой культуры Георгий Краснов, а «соседей» — нотариальную палату Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, представляли члены Правления НП ХМАО-Югры Наталья Долгих и Татьяна Кирьянова.

Для участников Собрания начальником юридического отдела ФНП был проведен семинар по вопросам правоприменения положений Регламента совершения нотариальных действий. Помимо типовых вопросов, были подробно рассмотрены аспекты планируемого взаимодействия нотариата с создаваемыми базами данных ЗАГС. Особое внимание обращалось на работу нотариуса с личным кабинетом Росфинмониторинга в рамках предусмотренным законодательством действий нотариуса по противодействию отмыванию средств.

Участники семинара также обсудили необходимость дальнейшего расширения клиентоориентированного подхода к организации работы нотариальной конторы. Это активно развивающийся тренд, который уже вывел нотариат на новый уровень сервиса: услуги нотариуса сегодня не просто доступны, они уникальны и удобны для граждан. И нотариусы в этой связи обращают внимание на детали правоприменения положений Регламента.

  • Информация о проведении квалификационного экзамен

    Управление Министерства юстиции Российской Федерации
    по Республике Ингушетия

    28.07.2021

    Дата проведения квалификационного экзамена - 18 октября 2021 года с 10.00 часов по адресу: Республика Ингушетия, г. Магас, пр-кт им. И. Зязикова, 28а (в помещении Нотариальной Палаты Республики Ингушетия).

    Срок приема документов для сдачи квалификационного экзамена - с 2 августа по 12 августа 2021 года (включительно).

    Время приема документов - ежедневно с 09.00 до 13.00 часов и с 14.00: до 18.00 часов, кроме субботы и воскресенья.

    Место приема документов: Республика Ингушетия, г. Назрань, пр-кт им. И. Базоркина, 16 а.

    Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов квалификационного экзамена.

    К сдаче квалификационного экзамена допускаются граждане Российской Федерации:

    • имеющие высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке;
    • прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в том числе ранее получившее лицензию на право нотариальной деятельности, прилагает к заявлению:                                         .

    1. Документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации;
    2. Документ о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

    1. Трудовой договор о прохождении стажировки;
    2. Копию заключения руководителя стажировки об итогах стажировки;
    3. Копию совместного решения территориального органа и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки (в случае сокращения срока стажировки в соответствии со статьей 19 Основ);
    4. Документ, удостоверяющий личность представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    5. Доверенность, подтверждающую полномочия представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    6. Выписку из протокола заседания апелляционной комиссии (в случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену).

    В случае повторной сдачи квалификационного экзамена лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в заявлении также указывает дату сдачи предыдущего квалификационного экзамена.

    Подлинники документов, указанных в 1-3 и 6-8 предъявляются во время подачи документов. В случае направления документов почтой подлинники указанных документов представляются лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в день проведения квалификационного экзамена до его начала.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, вместе с подлинниками документов может представить также их копии.

    Основаниями для отказа в допуске к квалификационному экзамену являются:

    1. Наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    2. Представление недостоверных сведений и (или) подложных документов;
    3. Представление неполного комплекта документов;
    4. Подача заявления лицом, не выдержавшим квалификационного экзамена, до истечения одного года после принятия решения квалификационной комиссии.

    Лицам, в отношении которых принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения
    решения направляется по почте (по запросу - выдается) выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, содержащая мотивированное решение квалификационной комиссии об отказе в допуске к квалификационному экзамену.

    Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в апелляционную комиссию лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии.

    В случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену, оно допускается квалификационной комиссией к ближайшему экзамену.

    Образец заявления о намерении сдать квалификационный экзамен, перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, Инструкция по проведению квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы размещены на сайте Управления Минюста Российской Федерации по Республике Ингушетия в разделе «Нотариат», подразделе «Экзамены».

Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2021
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2021
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2021
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2021
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.