Актуальные новости

    Распечатать

Резонансные вопросы семейного и наследственного права: оценка и практические советы экспертов

Как передать бизнес по наследству, решить наследственные и семейные споры с зарубежным элементом, почему набирает популярность заключение брачных договоров, каковы особенности суррогатного материнства в России – основные вопросы, которые обсуждались в рамках конференции, проведенной ИД «Коммерсантъ» 30 августа в Москве.

В мероприятии приняли участие юристы, специализирующиеся на вопросах семейного и наследственного права, адвокаты, представители исследовательских компаний и научного сообщества. Нотариат, который играет важную роль в существующей системе наследственного права и выступает ее ключевым правоприменителем, представляла член Правления Федеральной нотариальной палаты Александра Игнатенко. 

Семейное и наследственное законодательство относятся к одним из наиболее активно развивающихся областей российского права. Новеллы законодательства (прежде всего реформа Гражданского кодекса), а также довольно разнородная судебная практика активно влияют не только на институт наследования и семейных отношений, но и на корпоративное управление, структурирование сделок, активов и состояний.

Одна из самых обсуждаемых и дискуссионных законодательных инициатив в области наследственного права касалась положений Федерального закона № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации».  Данный нормативный акт ввел в российское законодательство совершенно новый правовой институт — наследственный фонд, призванный изменить порядок управления имуществом и бизнесом после смерти наследодателя. Как отмечают авторы законопроекта, «необходимость введения наследственных фондов» была вызвана развитием современных экономических отношений, вовлеченностью в наследственный процесс все большего количества иностранных юрисдикций и изменением состава наследственной массы». 

Создание и использование наследственных фондов предусмотрено уже с 1 сентября. Главная их задача — помочь сохранению бизнеса и обеспечению работы предприятия в случае смерти владельца. Учреждение наследственных фондов законодатель доверил нотариусу, который традиционно играет ключевую роль в существующей системе наследственного права.

Оформление наследственных прав через нотариуса — это наиболее надежный и удобный способ принятия наследства в бесспорном порядке. Благодаря действующим сегодня электронным реестрам наследственных дел и завещаний, функционирующим на базе Единой информационной системы нотариата, значительно упростилась процедура поиска всей необходимой информации о наследстве и проверки факта составления завещания. Электронные технологии позволили снизить риски реализации мошеннических схем с поддельными и уже недействительными завещаниями. Налажена и система взаимодействия при обнаружении наследуемого имущества, ограниченного в обороте: оружия, драгоценных металлов. Нотариус отсекает случаи незаконного владения, например, самовольно возведенными строениями. Электронный информационный обмен с крупнейшими банками позволяет, не выходя из нотариальной конторы, выявить наличие на счетах покойного средств, на которые вправе претендовать наследник.

В случае с наследственными фондами нотариус после смерти гражданина будет направлять в уполномоченный орган заявление о регистрации фонда, основываясь на завещании наследодателя. В завещание будут включаться соответствующие указания, а также уставные документы для регистрации юридического лица. Таким образом, все наследуемое имущество сразу после смерти владельца аккумулируется в новом правовом институте – наследственном фонде. Доходы от управления активами можно будет отправить на выплату любым лицам, указанным в завещании. Права выгодоприобретателя нельзя продать, подарить или передать по наследству.

Как отметила Александра Игнатенко, «заранее зафиксированные собственником условия управления бизнес-активами могут помочь решить многие спорные вопросы: кто будет управлять бизнесом, в каком порядке и кому будут распределяться доходы от деятельности фирмы».

В связи с тем, что наследственные фонды являются совершенно новым правовым институтом, который ранее не использовался в российском законодательстве, эксперты в ходе конференции также высказали некоторые опасения, которые могут возникнуть в работе с правовой новеллой.

По новым правилам завещание о создании наследственного фонда должно быть удостоверено в 3 экземплярах, напомнила Александра Игнатенко. Нотариус и клиент готовят проекты решений о создании фонда, его устав и условия управления со списком лиц, которых будут для этого привлекать.

Есть опасения, что трехдневный срок, за который нотариус должен будет уложиться с регистрацией фонда, применяться не будет из-за невозможности быстро связаться с потенциальными управляющими и получить их согласие.

«Принимая решение о создании фонда, должен быть заложен фундамент для регистрации уже ко дню обращения. Вплоть до места нахождения организации, адреса и иных аспектов. Должны быть предусмотрены альтернативные варианты», — добавила Александра Владимировна.

В целом же, по мнению участников конференции, востребованность данного института возрастет только после появления практики и окончательного законодательного регулирования отношений.

Обсуждая вопросы наследования, эксперты затронули проблемные моменты, которые присутствуют при передаче бизнеса: отсутствие адекватных механизмов передачи, слабое корпоративное управление, отсутствие договоренностей с бизнес-партнерами, нежелание заниматься наследственным планированием.

Отсутствие брачного договора также было названо в числе ключевых причин, по которым невозможна адекватная передача бизнеса. К сожалению, долгое время нашими согражданами заключение брачного договора воспринималось негативно и являлось верным признаком брака по расчету. Понадобилось какое-то время, чтобы в сознании людей укоренилась мысль, что брачный договор – это наиболее эффективный способ защитить свои активы, решить многие имущественные вопросы и предотвратить многие спорные ситуации. 

Данные статистики, которая ведется Федеральной нотариальной палатой, также говорят о том, что брачный договор в России становится все более популярным. Только лишь за первое полугодие 2018 года число брачных договоров достигло отметки 56 тысяч. Тогда как в 2015 году было зарегистрировано лишь 46 тысяч брачных договоров, в 2016 году эта цифра достигла отметки 72 тысячи, в 2017 году число брачных договоров превысило 88 тысяч.

Нужно понимать, что заключение брачного договора направлено не на ущемление прав и ограничение в действиях, а на придание стабильности и предсказуемости имущественных отношений. Как отметил старший партнер, юридическая фирма «БИЭЛ» Филипп Рябченко, «при заключении брачного договора не должно быть перекосов и явной дискриминации, условия договора не должны нарушать права и свободы супругов».

Именно по этой причине, законом предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение таких соглашений. Нотариус не только разъяснит сторонам суть сделки, но и проверит, соответствует ли содержание договора действительным намерениям сторон, соответствует ли закону. Проследит нотариус и за тем, чтобы условия соглашения не были кабальными для одной из сторон, ведь брачный договор не должен ставить одного из супругов в заведомо неблагоприятное положение. 

Часто брачные договоры заключают те, кто собирается обращаться в банк за получением ипотечного кредита. Это делается и в интересах кредитного учреждения, и в интересах супругов — документ четко определяет, как будет решена судьба долга в случае развода и другие нюансы, связанные с погашением ипотечного займа. Бывают ситуации, когда банк отказывает в получении ипотеки в случаях отсутствия трудоустройства кого-то из супругов, либо недостаточного уровня дохода. Выходом из ситуации может стать брачный договор с указанием на то, что приобретаемая в кредит квартира будет отнесена к личной собственности платежеспособного супруга. В результате, именно он будет нести ответственность по возврату кредита и, в случае неуплаты, отвечать только своим имуществом.

  • Информация о проведении квалификационного экзамен

    Управление Министерства юстиции Российской Федерации
    по Республике Ингушетия

    28.07.2021

    Дата проведения квалификационного экзамена - 18 октября 2021 года с 10.00 часов по адресу: Республика Ингушетия, г. Магас, пр-кт им. И. Зязикова, 28а (в помещении Нотариальной Палаты Республики Ингушетия).

    Срок приема документов для сдачи квалификационного экзамена - с 2 августа по 12 августа 2021 года (включительно).

    Время приема документов - ежедневно с 09.00 до 13.00 часов и с 14.00: до 18.00 часов, кроме субботы и воскресенья.

    Место приема документов: Республика Ингушетия, г. Назрань, пр-кт им. И. Базоркина, 16 а.

    Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов квалификационного экзамена.

    К сдаче квалификационного экзамена допускаются граждане Российской Федерации:

    • имеющие высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке;
    • прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в том числе ранее получившее лицензию на право нотариальной деятельности, прилагает к заявлению:                                         .

    1. Документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации;
    2. Документ о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

    1. Трудовой договор о прохождении стажировки;
    2. Копию заключения руководителя стажировки об итогах стажировки;
    3. Копию совместного решения территориального органа и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки (в случае сокращения срока стажировки в соответствии со статьей 19 Основ);
    4. Документ, удостоверяющий личность представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    5. Доверенность, подтверждающую полномочия представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    6. Выписку из протокола заседания апелляционной комиссии (в случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену).

    В случае повторной сдачи квалификационного экзамена лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в заявлении также указывает дату сдачи предыдущего квалификационного экзамена.

    Подлинники документов, указанных в 1-3 и 6-8 предъявляются во время подачи документов. В случае направления документов почтой подлинники указанных документов представляются лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в день проведения квалификационного экзамена до его начала.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, вместе с подлинниками документов может представить также их копии.

    Основаниями для отказа в допуске к квалификационному экзамену являются:

    1. Наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    2. Представление недостоверных сведений и (или) подложных документов;
    3. Представление неполного комплекта документов;
    4. Подача заявления лицом, не выдержавшим квалификационного экзамена, до истечения одного года после принятия решения квалификационной комиссии.

    Лицам, в отношении которых принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения
    решения направляется по почте (по запросу - выдается) выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, содержащая мотивированное решение квалификационной комиссии об отказе в допуске к квалификационному экзамену.

    Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в апелляционную комиссию лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии.

    В случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену, оно допускается квалификационной комиссией к ближайшему экзамену.

    Образец заявления о намерении сдать квалификационный экзамен, перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, Инструкция по проведению квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы размещены на сайте Управления Минюста Российской Федерации по Республике Ингушетия в разделе «Нотариат», подразделе «Экзамены».

Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2021
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2021
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2021
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2021
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.