Актуальные новости

    Распечатать

Вклад нотариата в цифровизацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны обсудили в рамках Ялтинского международного экономического форума

18 апреля президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик принял участие в двух профильных секциях V Ялтинского международного экономического форума.

В рамках первой сессии «Российская юрисдикция и защита бизнеса» эксперты отметили сильные и слабые стороны отечественной деловой среды, выдвинули предложения по продвижению имиджа России, как гостеприимной для капиталовложений страны.

Ссылаясь на исследование Всемирного банка «Чего хочет инвестор?», сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров отметил, что России удалось «подтянуть свои хвосты по всем направлениям», в результате чего в рейтинге Doing Business страна поднялась на 31 строчку по уровню комфорта и безопасности предпринимательской деятельности

При формировании рейтинга рассматривался целый ряд критериев, одним из которых выступает уровень защищенности права собственности и защиты интересов инвестора. В том числе и по этому показателю оценка Российской Федерации заметно выросла за последние несколько лет.

Свою роль в этом сыграло развитие отечественного нотариата. Привлечение нотариусов к регулированию корпоративных правоотношений позволило кардинально снизить количество рейдерских захватов предприятий, а также заметно снизить уровень мошенничества с имуществом юридических лиц. Отдельный вклад нотариат внес и в совершенствование регулирования залоговых отношений, усиление защиты интересов залогодержателя и добросовестного приобретателя движимого имущества. Для этой цели Федеральной нотариальной палатой был создан реестр уведомлений о залоге движимого имущества. База данных, функционирующая в рамках Единой информационной системы нотариата, стала надежным инструментом защиты права собственности, а также создала механизм прозрачной и объективной оценки залоговых отношений в обороте движимого имущества. Публичный статус реестра, доступ к проверке сведений в котором осуществляется бесплатно на сайте ФНП, позволяет участникам сделок с движимым имуществом получать достоверную информацию о наличии обременений на приобретаемое имущество, а также стимулирует залогодержателя своевременно регистрировать факт залога.

Именно запись в реестре Единой информационной системы нотариата является критерием, по которому определяется, в соответствии с законом, старшинство залога. Это

очень важно в случае судебного разбирательства. Кроме того, наличие или отсутствие в реестре соответствующего уведомления на дату приобретения заложенного имущества третьим лицом позволяет суду подтвердить его статус добросовестного покупателя либо убедиться в обратном.

«Нотариат, объективно выступая гарантом законности удостоверяемого им акта, выполняет важную функцию превентивной судебной защиты, то есть снижает само число споров, либо обеспечивает надежную доказательную базу в случае, если спор все-таки возник. В первую очередь, такая правовая система позволяет эффективно защищать права слабой стороны, что крайне важно для малого и среднего бизнеса», — отметил президент ФНП Константин Корсик.

Одним из важных факторов является повышенная доказательственная сила нотариального акта, что позволяет избежать необходимости доказывания уже удостоверенных нотариусом фактом. А исполнительная сила нотариального акта позволяет эффективно разрешать ряд спорных вопросов вне судебных процедур, что не только снижает нагрузку на суды, но и позволяет избежать значительных финансовых и временных затрат, что также критично важно для и для управления бизнесом, и для защиты прав собственников бизнеса.

Важно подчеркнуть, что при сделках с юридическими лицами нотариус также действует в удобном режиме «одного окна». Он самостоятельно получает электронные выписки из соответствующего реестра, а после удостоверения сделки направляет туда заявления о внесении изменений. При этом срок регистрации занимает всего 5 дней. Таким образом, нотариат выступает в качестве эффективного фронт-офиса Федеральной налоговой службы.

Помимо ФНС, налажено электронное взаимодействие с МВД, Росреестром, кредитными организациями, органами ЗАГС. Благодаря системе межведомственного электронного взаимодействия нотариус имеет оперативный доступ к необходимым данным. Таким образом гарантируется достоверность сведений государственных реестров, сокращается срок совершения необходимых процедур.

Константин Корсик отметил, что нотариат — это важный и востребованный элемент системы стабильности корпоративных правоотношений. Гарантированная нотариусом правовая защита в сочетании с широким перечнем удобных и востребованных бизнесом нотариальных сервисов способствуют повышению инвестиционной привлекательности российской экономики.

Цифровые возможности нотариата, в том числе и при удостоверении сделок с недвижимостью, стали темой выступления Константина Корсика в рамках второй профильной секции «Цифровизация и недвижимость: будущее и реальность».

Спрос на услугу по подаче заявления о государственной регистрации прав на недвижимость через нотариуса в электронном виде на протяжении последних лет стремительно растет. В отдельных регионах процент документов, поданных нотариусами в Росреестр в цифровом формате, превышает отметку в 90% от общего числа переданных заявлений.

Примечательно, что чем больше сделок совершается с привлечением нотариусов, тем активнее сокращаются масштабы теневого рынка различных «посредников», которые за дополнительную, причем высокую плату, обещали «ускорить» получение гражданами зарегистрированных документов из Росреестра.

«Россияне все чаще доверяют заботу о юридической чистоте сделки с недвижимостью и безопасности расчетов по ней именно нотариусам, которые сегодня оказывают услуги в режиме „одного окна“. Это стало возможным благодаря активному развитию „электронного нотариата“, концепция которого демонстрирует передовой характер нотариальной деятельности и способность защитить права граждан и законные интересы собственника в эпоху цифровой экономики», — отметил президент ФНП.

С февраля этого года нотариусы перешли на упрощенный порядок регистрации права собственности при оформлении наследства или сделки с недвижимостью. Теперь подача необходимого пакета документов в Росреестр является неотъемлемым этапом работы нотариуса сразу после удостоверения сделки либо выдачи свидетельства о праве на наследство. Все документы направляются нотариусом в электронном виде через специальный сервис ЕИС нотариата, а сам процесс регистрации права в этом случае занимает всего один рабочий день. При этом доплачивать за удобство и оперативность заявителю не требуется, поскольку, данная услуга стала частью единого нотариального действия.

Оперативная регистрации права собственности и гарантия защиты от мошенничества — не единственные преимущества нотариальной сделки. Еще один аргумент в пользу нотариального удостоверения — высочайший уровень профессиональной ответственности нотариуса. Если по вине нотариуса гражданин понес ущерб, нотариус возместит его в полном объеме. Для этого существует четырехступенчатая система страхования, которая гарантирует, что возмещен будет любой ущерб.

Говоря о дальнейших перспективах развития «электронного нотариата», президент ФНП упомянул о законопроекте, предполагающем ряд нововведений, в том числе дистанционное удостоверение сделки с привлечением двух и более нотариусов.

«Могу предположить, что возможность удостоверения сделки двумя и более нотариусами будет весьма востребована российским бизнесом и гражданами, учитывая обширную территорию нашей страны. Подобная практика уже не первый год успешно реализуется во Франции, позволяя участникам сделки значительно экономить свое время и средства», — подытожил глава нотариата.

Другие материалы по теме

Инновационный опыт нотариата — в интересах регулирования залоговых отношений

Телеканал «Россия 1»: от покупки залогового авто вас убережет Реестр уведомлений о залоге движимого имущества

Риски сделок без нотариального удостоверения остаются крайне высокими

  • Информация о проведении квалификационного экзамен

    Управление Министерства юстиции Российской Федерации
    по Республике Ингушетия

    28.07.2021

    Дата проведения квалификационного экзамена - 18 октября 2021 года с 10.00 часов по адресу: Республика Ингушетия, г. Магас, пр-кт им. И. Зязикова, 28а (в помещении Нотариальной Палаты Республики Ингушетия).

    Срок приема документов для сдачи квалификационного экзамена - с 2 августа по 12 августа 2021 года (включительно).

    Время приема документов - ежедневно с 09.00 до 13.00 часов и с 14.00: до 18.00 часов, кроме субботы и воскресенья.

    Место приема документов: Республика Ингушетия, г. Назрань, пр-кт им. И. Базоркина, 16 а.

    Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов квалификационного экзамена.

    К сдаче квалификационного экзамена допускаются граждане Российской Федерации:

    • имеющие высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке;
    • прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в том числе ранее получившее лицензию на право нотариальной деятельности, прилагает к заявлению:                                         .

    1. Документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации;
    2. Документ о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

    1. Трудовой договор о прохождении стажировки;
    2. Копию заключения руководителя стажировки об итогах стажировки;
    3. Копию совместного решения территориального органа и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки (в случае сокращения срока стажировки в соответствии со статьей 19 Основ);
    4. Документ, удостоверяющий личность представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    5. Доверенность, подтверждающую полномочия представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    6. Выписку из протокола заседания апелляционной комиссии (в случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену).

    В случае повторной сдачи квалификационного экзамена лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в заявлении также указывает дату сдачи предыдущего квалификационного экзамена.

    Подлинники документов, указанных в 1-3 и 6-8 предъявляются во время подачи документов. В случае направления документов почтой подлинники указанных документов представляются лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в день проведения квалификационного экзамена до его начала.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, вместе с подлинниками документов может представить также их копии.

    Основаниями для отказа в допуске к квалификационному экзамену являются:

    1. Наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    2. Представление недостоверных сведений и (или) подложных документов;
    3. Представление неполного комплекта документов;
    4. Подача заявления лицом, не выдержавшим квалификационного экзамена, до истечения одного года после принятия решения квалификационной комиссии.

    Лицам, в отношении которых принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения
    решения направляется по почте (по запросу - выдается) выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, содержащая мотивированное решение квалификационной комиссии об отказе в допуске к квалификационному экзамену.

    Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в апелляционную комиссию лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии.

    В случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену, оно допускается квалификационной комиссией к ближайшему экзамену.

    Образец заявления о намерении сдать квалификационный экзамен, перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, Инструкция по проведению квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы размещены на сайте Управления Минюста Российской Федерации по Республике Ингушетия в разделе «Нотариат», подразделе «Экзамены».

Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2021
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2021
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2021
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2021
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2021

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.