Актуальные новости

    Распечатать

«Электронный нотариат» в действии: задачи правовой помощи в условиях пандемии обсудили в Общественной палате

Значимость права и важность обеспечения правовых гарантий граждан и юридических лиц в условиях борьбы с пандемией обсудили в рамках круглого стола «Актуальные вопросы обеспечения нотариатом стабильности гражданского оборота в условиях ограничительных мер», организованного по инициативе Общественной палаты РФ.

Спикеры обсудили острые проблемы, которые возникли на фоне необходимых ограничительных мер, и которые уже сегодня требуют решения, чтобы стабилизировать гражданский оборот, не допустить массового нарушения прав граждан и бизнеса, защитить собственность.

Во вступительном слове Секретарь Общественной палаты РФ Лидия Михеева обратила внимание на то, что у многих в этот период возникают проблемы юридического плана. Она предложила представителям нотариального сообществу рассказать, как нотариат помогает решать возникающие у граждан и бизнеса сложности, обсудить не только доступность юридических действий, но и технологические аспекты этой доступности: «Проблем сегодня много, и они появились у всех: у граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства, представителей крупного бизнеса. Проблемы разные: и финансового, и юридического, и организационного характера. Например, сегодня отделения Минюста России в регионах не готовы работать с протоколами общих собраний некоммерческих организаций, которые проведены в режиме видеоконференции».

В мероприятии, которое в сложившихся обстоятельствах прошло в онлайн-формате, также приняли участие заместитель министра юстиции Денис Новак, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, советник министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитрий Огуряев, начальник отдела нормативного и методологического обеспечения государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Светлана Федченко, декан Высшей школы правоведения Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации Олег Зайцев, руководитель юридического блока цифрового агентства недвижимости «33 Слона» Юлия Плетнева, директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович, заместитель председателя комиссии ОП РФ, директор АНО «Центр мониторинга развития промышленности» Илья Семин, член правления Федеральной нотариальной палаты Александра Игнатенко.

Заместитель министра юстиции РФ Денис Новак отметил, что вопросы защиты прав участников гражданского оборота в такое трудное время являются ключевыми в юридической профессии. И нотариат, который всегда «стоял на передовой» в решении актуальных и жизненно необходимых ситуаций, выполняет значимую роль в регулировании гражданского оборота. «Именно поэтому Министерство юстиции поддержало работу нотариата в период ограничительных мер. После соответствующего обращения Минюста многие регионы предусмотрели в своих правовых актах право нотариусов и адвокатов свободно передвигаться по городу для исполнения работы», — рассказал заместитель министра.

Денис Новак также подчеркнул, что перевод ряда нотариальных услуг в цифровой формат, который прошел в рамках нацпроекта «Цифровая экономика», сыграл на опережение и оказался востребован в период самоизоляции из-за пандемии. Его точку зрения разделили многие участники круглого стола, подтвердив, что нотариат — один из немногих институтов, который сумел в сложившихся условиях организовать свою работу гибко и оперативно, с сохранением своих основных функций. Так, представитель риелторского сообщества Юлия Плетнева поблагодарила руководство Федеральной нотариальной палаты за организацию работы «дежурных нотариальных контор» и отметила, что в условиях, когда ни Росреестр, ни МФЦ прием граждан не ведут, только благодаря нотариату удалось обеспечить регистрацию сделок с недвижимостью, которые люди не спешат отменять.

О том, как сейчас организована работа нотариата, какие нотариальные действия особенно важны в период пандемии, а также о том, как цифровые возможности нотариата позволяют оказывать оперативную и квалифицированную помощь гражданам и бизнесу, рассказал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Глава нотариата напомнил, что с самого начала борьбы с пандемией ФНП было принято решение о создании института «дежурных нотариальных контор», чтобы в любой ситуации обеспечить людей квалифицированной юридической помощью. Благодаря активной позиции Минюста России, поддержавшего нотариат, в регионах страны удалось обеспечить нотариальную деятельность. Президент ФНП подчеркнул, что ряд нотариальных действий в данных условиях приобрели особую значимость, о чем говорит статистика за первую половину апреля. Возможности «электронного нотариата» позволяют гражданам и бизнесу совершать юридически значимые действия, при этом избегать ненужных поездок и минимизировать контакты.

Так, крайне востребованным нотариальным действием оказалась возможность «телепортировать» документ электронным способом в любую точку страны за считанные минуты с сохранением его юридической силы. За первые две недели апреля данной цифровой возможностью нотариата воспользовались 65 тысяч раз. За этот же период в 3,5 раза выросла передача документов через нотариуса физическим и юридическим лицам, что особо важно, когда многие организации ограничили прием граждан. В 4 раза выросла доля представления заявлений через нотариуса в Федеральную налоговую службу и в Росреестр. Практически 7 тысяч таких нотариальных действий было совершено за первую половину апреля. В 5 раз выросла доля нотариального удостоверения решений органов управления и участников юридических лиц, что на 30% больше, чем аналогичные показатели этого же периода прошлого года. В указанный период также более чем в 2 раза выросла регистрация уведомлений о залоге движимого имущества.

«Жизнь показала, что переход российского нотариата на цифровую платформу оказался крайне востребованным и своевременным. Всего в прошлом году нотариусы совершили более 45 миллионов нотариальных действий. И в их числе заметно выросла доля тех нотариальных действий, которые стали новыми для юридической практики, являются компонентом „электронного нотариата“», — подчеркнул Константин Корсик.

Говоря о развитии российского нотариата, член Правления ФНП Александра Игнатенко отметила, что в свое время ФНП было принято стратегически важное решение о том, что будущее нотариата — это его цифровизация. Поэтому сегодня у нотариусов есть собственная электронная инфраструктура, позволяющая обеспечивать безопасность и стабильность гражданских правоотношений, в том числе в условиях ограничительных мер. В ее основе лежит Единая информационная система нотариата, которая, как подчеркнула Александра Владимировна, «была создана нотариатом еще в 2014 году на собственные средства, без дотаций из госбюджета».

Сегодня в ЕИС регистрируются абсолютно все нотариальные действия, что позволяет защитить нотариальный акт от подделок, а также гарантировать достоверность юридически значимых сведений. Единая информационная система также служит основой для цифрового партнерства нотариата с государственными реестрами, банками и другими организациями. Благодаря участию нотариата в системе межведомственного электронного взаимодействия российские нотариальные конторы превратились в настоящие фронт-офисы регистрационных органов. Начальник отдела нормативного и методологического обеспечения государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Светлана Федченко отметила, что Федеральная нотариальная палата и Федеральная налоговая служба давно и конструктивно сотрудничают, и электронные возможности нотариата значительно упрощают взаимодействие двух структур. Помимо Росреестра и Федеральной налоговой службы, в число «цифровых» партнеров нотариата входят МВД России, Центробанк, Федеральная служба судебных приставов, органы ЗАГС и др. Направляя электронные запросы, нотариус самостоятельно проверяет множество важных юридических сведений.

Советник министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитрий Огуряев также отметил, что нотариат переживает «цифровую трансформацию». Сейчас крайне востребована интеграция электронных нотариальных сервисов с порталом Госуслуг, который на сегодняшний день является самым востребованным правовым порталом, с количеством уникальных пользователей более 60 млн человек.

«Чем больше нотариат будет цифровым, тем будет лучше для всех. Поэтому мы целиком и полностью поддерживаем те процессы, которые происходят в нотариате, и надеемся на его дальнейшее цифровое развитие», — отметил Дмитрий Огуряев.

Повестка круглого стола оказалась крайне насыщенной. Участники обсудили ряд важных вопросов, связанных с дальнейшей «цифровизацией» нотариата, обеспечением стабильности гражданского оборота в цифровом правовом поле, а также развитие новых сервисов, полезных гражаданм и бизнесу. Ряд поднятых на мероприятии тем, и концептуальных предложений не вошли в этот материал — читайте о них в наших следующих публикациях.

Другие материалы по теме

Работа нотариата в условиях ограничительных мер: тема сессии Петербургского международного юридического форума

Президент ФНП и вице-президент ТПП провели рабочую встречу

Трансформация российского нотариата в новых форматах цифровой экономики: тема экспертной сессии Гайдаровского форума

  • Информация о проведении квалификационного экзамен

    Управление Министерства юстиции Российской Федерации
    по Республике Ингушетия

    28.07.2021

    Дата проведения квалификационного экзамена - 18 октября 2021 года с 10.00 часов по адресу: Республика Ингушетия, г. Магас, пр-кт им. И. Зязикова, 28а (в помещении Нотариальной Палаты Республики Ингушетия).

    Срок приема документов для сдачи квалификационного экзамена - с 2 августа по 12 августа 2021 года (включительно).

    Время приема документов - ежедневно с 09.00 до 13.00 часов и с 14.00: до 18.00 часов, кроме субботы и воскресенья.

    Место приема документов: Республика Ингушетия, г. Назрань, пр-кт им. И. Базоркина, 16 а.

    Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов квалификационного экзамена.

    К сдаче квалификационного экзамена допускаются граждане Российской Федерации:

    • имеющие высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке;
    • прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в том числе ранее получившее лицензию на право нотариальной деятельности, прилагает к заявлению:                                         .

    1. Документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации;
    2. Документ о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

    1. Трудовой договор о прохождении стажировки;
    2. Копию заключения руководителя стажировки об итогах стажировки;
    3. Копию совместного решения территориального органа и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки (в случае сокращения срока стажировки в соответствии со статьей 19 Основ);
    4. Документ, удостоверяющий личность представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    5. Доверенность, подтверждающую полномочия представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    6. Выписку из протокола заседания апелляционной комиссии (в случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену).

    В случае повторной сдачи квалификационного экзамена лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в заявлении также указывает дату сдачи предыдущего квалификационного экзамена.

    Подлинники документов, указанных в 1-3 и 6-8 предъявляются во время подачи документов. В случае направления документов почтой подлинники указанных документов представляются лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в день проведения квалификационного экзамена до его начала.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, вместе с подлинниками документов может представить также их копии.

    Основаниями для отказа в допуске к квалификационному экзамену являются:

    1. Наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    2. Представление недостоверных сведений и (или) подложных документов;
    3. Представление неполного комплекта документов;
    4. Подача заявления лицом, не выдержавшим квалификационного экзамена, до истечения одного года после принятия решения квалификационной комиссии.

    Лицам, в отношении которых принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения
    решения направляется по почте (по запросу - выдается) выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, содержащая мотивированное решение квалификационной комиссии об отказе в допуске к квалификационному экзамену.

    Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в апелляционную комиссию лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии.

    В случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену, оно допускается квалификационной комиссией к ближайшему экзамену.

    Образец заявления о намерении сдать квалификационный экзамен, перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, Инструкция по проведению квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы размещены на сайте Управления Минюста Российской Федерации по Республике Ингушетия в разделе «Нотариат», подразделе «Экзамены».

Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2021
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2021
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2021
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2021
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.