Актуальные новости

    Распечатать

В эфире «Утра России» искали «антивирус» от кибермошенников с жильем

29 мая в эфире телепередачи «Утро России» обсуждалась весьма актуальная на сегодняшний день тема — махинации с помощью поддельных электронных подписей и способы упреждения оных. В эру тотальной цифровизации особо остро ощущается необходимость работы института, который объективно от имени государства обеспечивает контроль оборота и защиту прав граждан, участников сделок. Нотариальное сообщество уверено: важно установить контроль над действиями и сделками, которые можно осуществлять с помощью электронной подписи, а не над фактом ее получения.

Корреспондент программы «Утро России» пыталась разобраться, что делать с растущим количеством киберпреступлений, который начался после перехода гражданского оборота на цифровой формат. Например, совсем недавно произошло хищение квартиры у жителя Москвы с помощью поддельной электронной подписи, использовав которую злоумышленники «подарили» от его имени квартиру третьему лицу. А от том, что квартира больше ему не принадлежит, обездоленный хозяин узнал из платежного поручения ЖКХ.

На данный момент количество онлайн махинаций стремительно растет, и по оценкам специалистов еще не вышло на свой пиковый уровень. И в этой связи выяснение соответствия воли и волеизъявления участников сделки, осуществляемых нотариусом, выполняет функцию объективного контроля. Без него применение новых цифровых технологий лишь предоставляет дополнительный инструментарий для совершения преступлений в киберпространстве.

Член комиссии по методической работе Федеральной нотариальной палаты, нотариус Москвы Александр Сагин предложил установить контроль оборота электронных подписей на стадии совершения сделки с помощью введения обязательной нотариальной формы: «Можно установить какой-то лимит. Допустим, если сделка с использованием электронной подписи крупней определенной суммы, то она уже требует нотариального удостоверения».

Перешедший на электронный формат институт нотариата не только совершенствует качество и комфорт предлагаемых услуг: теперь гражданам нет необходимости высиживать долгие очереди в различных инстанциях — нотариус сам запрашивает достоверные сведения из государственных реестров и других институтов и оперативно проверяет необходимые для удостоверения документа сведения. Это стало возможным благодаря Единой информационной системе (ЕИС), созданной в 2014 году по инициативе Федеральной нотариальной палаты и успешно интегрированной в Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Проделанная ФНП колоссальная работа по созданию новых инструментов и публичных сервисов не только позволила существенно ускорить гражданский оборот, но вывела на качественно новый уровень безопасности хранение и защиту юридически значимой информации.

После удостоверения документ, равно как и все нотариальные действия, сохраняется в Единой информационной системе нотариата и направляется по безопасным каналам в соответствующие государственные органы. Электронный документ выдается клиенту на специальном носителе. Если же он будет утерян или украден, все оригиналы документов надежно хранятся в ЕИС в неизменном виде, что исключает возможность использовать его в мошеннических целях.

Современные технологии предлагают новые способы обработки информации. Но блокчейн — лишь система хранения данных, а дистанционная идентификация личности позволяет лишь подтвердить, что действие совершается имеющим на него право человеком. Однако, достоверность информации в первичном документе, на основе которого возникает право, может гарантировать только нотариус.

Действительно, если сделка будет проходить с участием нотариуса, то у мошенника не будет возможности присвоить себе чужую собственность. Нотариус проведет идентификацию личности, убедится в том, что воля сторон соответствует волеизъявлению, разъяснит правовые последствия сделки. Кроме того, нотариус обратит внимание на несоответствие в документах и в этом случае сделает дополнительные запросы в ряд государственных реестров. Так что подделка не пройдет. При этом все электронные форматы документов, удостоверенные нотариусом, имеют дополнительный уровень защиты: его усиленная квалифицированная электронная подпись, не позволит злоумышленникам выкрасть и использовать электронную подпись против воли ее владельца.

 

Другие материалы по теме

Инновации нотариата привлекают все больше внимания СМИ и общественности

Цифровые инновации нотариата: президент Федеральной нотариальной палаты ответил на вопросы представителей СМИ

«Россия 1»: сделка в простой письменной форме - путь к потере жилья

  • Информация о проведении квалификационного экзамен

    Управление Министерства юстиции Российской Федерации
    по Республике Ингушетия

    28.07.2021

    Дата проведения квалификационного экзамена - 18 октября 2021 года с 10.00 часов по адресу: Республика Ингушетия, г. Магас, пр-кт им. И. Зязикова, 28а (в помещении Нотариальной Палаты Республики Ингушетия).

    Срок приема документов для сдачи квалификационного экзамена - с 2 августа по 12 августа 2021 года (включительно).

    Время приема документов - ежедневно с 09.00 до 13.00 часов и с 14.00: до 18.00 часов, кроме субботы и воскресенья.

    Место приема документов: Республика Ингушетия, г. Назрань, пр-кт им. И. Базоркина, 16 а.

    Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов квалификационного экзамена.

    К сдаче квалификационного экзамена допускаются граждане Российской Федерации:

    • имеющие высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке;
    • прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в том числе ранее получившее лицензию на право нотариальной деятельности, прилагает к заявлению:                                         .

    1. Документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации;
    2. Документ о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

    1. Трудовой договор о прохождении стажировки;
    2. Копию заключения руководителя стажировки об итогах стажировки;
    3. Копию совместного решения территориального органа и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки (в случае сокращения срока стажировки в соответствии со статьей 19 Основ);
    4. Документ, удостоверяющий личность представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    5. Доверенность, подтверждающую полномочия представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    6. Выписку из протокола заседания апелляционной комиссии (в случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену).

    В случае повторной сдачи квалификационного экзамена лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, в заявлении также указывает дату сдачи предыдущего квалификационного экзамена.

    Подлинники документов, указанных в 1-3 и 6-8 предъявляются во время подачи документов. В случае направления документов почтой подлинники указанных документов представляются лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в день проведения квалификационного экзамена до его начала.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, вместе с подлинниками документов может представить также их копии.

    Основаниями для отказа в допуске к квалификационному экзамену являются:

    1. Наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    2. Представление недостоверных сведений и (или) подложных документов;
    3. Представление неполного комплекта документов;
    4. Подача заявления лицом, не выдержавшим квалификационного экзамена, до истечения одного года после принятия решения квалификационной комиссии.

    Лицам, в отношении которых принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения
    решения направляется по почте (по запросу - выдается) выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, содержащая мотивированное решение квалификационной комиссии об отказе в допуске к квалификационному экзамену.

    Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в апелляционную комиссию лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии.

    В случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену, оно допускается квалификационной комиссией к ближайшему экзамену.

    Образец заявления о намерении сдать квалификационный экзамен, перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, Инструкция по проведению квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы размещены на сайте Управления Минюста Российской Федерации по Республике Ингушетия в разделе «Нотариат», подразделе «Экзамены».

Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2021
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2021
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2021
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2021
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2021
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.